И снова здравствуйте! :)
Пора уже написать и про прочитанные книжки.
Прочитала роман "Разумное животное", автор - Робер Мерль. Поскольку по сюжету действие происходило в Америке, да еще и во времена Вьетнамской войны, то я была уверена, что автор американец, а оказалось, что француз. Но это не принципиально. Произведение можно отнести к категории псевдодокументальной фантастики. Как будто бы люди до какой-то степени научились понимать язык дельфинов, а дельфины - язык людей, и как нехорошие люди стали при таком раскладе использовать дрессированных дельфинов в своих злокозненных целях, а хорошие люди пытались им помешать, защитить права животных, да и вообще, они за мир во всем мире. Поскольку взаимодействие человека и дельфина на таком уровне невозможно, то и обсуждать логичность этого сюжета нет смысла. Написано слегка нудновато, тем более, что автор сразу разделил для себя людей на хороших и не очень, а потому все получилось как-то слишком упрощенно. Да еще вначале романа возникла легкая путаница в именах, потому что я подумала, что одно из них было как бы производной кличкой от другого, а оказалось, что "это не муж и жена, а четыре разных человека". И слегка отдает от книги ароматом пропагандизма. Так что на самом деле можно ее и не читать, ничего не потеряв. Единственный смешной момент - обсуждение влияния религии на очеловеченных животных. Какие-то якобы споры о том, можно ли таких животных вообще знакомить с религиями, нужно ли на них распространять какие-то правила и т.п. Но это все, остальное - скукота.
Прочитала, наверное, самый известный роман Коупленда - "Рабы Майкрософта". Как-то от Коупленда я ждала большего. Или просто вокруг этого романа есть определенная аура, что там описано, как технари-программисты уходят с головой в свою работу и становятся потерянными для внешнего мира. Но в общем все оказалось совсем не так. Почему в название вынесено название Майкрософта - тоже как-то странно, похоже, что просто для привлечения внимания. Работали там молодые люди, захотелось делать что-то еще - свалили оттуда, организовали свою контору. И не трудоголики вовсе, да, у каждого свои особенности, так они у всех людей есть. И живут как обычные люди - работа, отношения, спорт, жизнь вокруг. То есть вообще не понятно, зачем пытаться выделить кого-то в какую-то категорию, которой нет, да еще начинать навешивать на нее ярлыки. В общем, совершенно не впечатляющий роман. Хотя он пишет он вполне приемлемо, и то хорошо. Хотя, как оказалось, этому роману еще досталась какая-то издательская антипремия, в первую очередь за перевод. Перевод действительно ужасен.
Прочитала еще его роман «Планета шампуня», простоватый роман ни о чем.
Прочитала еще роман «Пока подружка в коме». Вот здесь понятно, что он хотел сказать про смысл и радости жизни. Наверное, этот роман в моей голове как раз и символизирует Коупленда, как писателя 90-х. Роман неплохой, с элементами фантастики, но все-таки слишком простой, когда писателю нужно историю подогнать под свои идеи.
Где-то в таком же стиле и «Поколение Икс», только уже без фантастики, просто жизнь молодых людей, взаимодействие с родителями и окружающим тоскливым миром и т.д.
Прочитала еще его рассказ "Пожар на фабрике "ативана". Очередная грустная вещь про человека, которым овладевают какие-то странные мысли, от которых он уже не может уйти. Печально, увы.
Прочитала еще его рассказ "Пожар на фабрике "ативана". Очередная грустная вещь про человека, которым овладевают какие-то странные мысли, от которых он уже не может уйти. Печально, увы.
А теперь о приятном... Прочитала роман Билла Брайсона "Путешествия по Европе". Великолепная вещь! Хотя он американец, но переехал в Англию, и, судя по всему, не зря. Он описывает свое путешествие по Европе, совершенное во времена своей молодости. Объехал достаточно большое количество стран, кстати. Путешествовал налегке, по придуманному маршруту, иногда совершая спонтанные поступки. И каждую страну он очень весело описывает: какие там манеры у людей, что обращает на себя внимание. Пишет он очень смешно, постоянно сидишь и ржешь. :) Одна из самых смешных книжек, прочитанных за последнее время. Вот его я почитаю еще с удовольствием. Может быть даже будет полезно перечитывать именно эту книжку перед каждым путешествием (или сразу после), и сравнивать потом впечатления.
И так должно было случиться, что сразу после Брайсона мне попался роман Джона Стейнбека "Путешествие с Чарли в поисках Америки", про который один хороший человек (на случай, если ближе к пенсионному возрасту я забуду, кто имелся в виду, оставлю себе подсказку - СИ) написал, что он ему понравился. И я начала читать, и впала в легкий ступор. Может быть дело было в том, что вот эти книжки друг за другом читать не стоило, может просто так у меня со Стейнбеком складывается, но начало воспринималось ужасно. Да, он тоже описывает свое путешествие, как и Брайсон. Только Брайсон махнул налегке, по велению сердца, а Стейнбек готовится заранее, какой-то дом на колесах фарширует, запасы распихивает. Это же ужас! Ну или просто мне больше нравится спонтанность в таких вещах. В дорогу Стейнбек берет с собой собаку по имени Чарли, как легко догадаться. Едет он тоже по составленному маршруту. Но насколько же различаются их описания! У Стейнбека практически все повествование - в стиле "я хорошо доехал, собака хорошо себя вела, переночевал, дальше поехал", и практически все! То есть все его описание замыкается на нем, его колесном доме и его собаке. Раз в сто лет он описывает какие-то встречи с местными жителями (половину угрохав на описания того, чем он его угостил, и сколько банок бобов у него при этом осталось), и на этом основании (или на основании чего-то, что не вошло в повествование) в какой-то моемнт излагает свое мнение о местных жителях. Кроме того, если карту Европы я себе представляю, то есть могу вполне оценить маршрут Брайсона, то расположение штатов Америки для меня почти загадка (за исключением некоторых). Поэтому представить себе маршрут Стейнбека я не могу, не знаю, так ли бы поехала я на его месте (хотя не хочу даже предолагать, что я могу вдруг очутиться с какой-то собакой вдвоем в мчащемся фургоне). Еще треть книжки можно выкинуть на описание решения насущных проблем, вроде лечения заболевшего Чарли. Единственная интересная часть - это описание ситуации в штатах, где в тот момент только-только возникало равноправие между неграми и белыми, может даже чуть до этого времени. То есть когда у белого населения был всплеск агрессивности в отношении негров, неграм уже что-то можно, но поди рискни, когда тебя сразу затопчут. Интересна эта часть тем, что немного напоминает текущий расклад в нашем российском обществе, когда очень много людей оперирует словами вроде "чурка", и речь не про поленья. Так что ближе к концу книжка стала восприниматься лучше, но все равно это явно не мой любимый писатель.
Потом еще прочитала «Обещание» и «О мышах и людях». Тоже какие-то они скучные.
Но недолго я предавалась унынию, потому что следующей попавшейся мне книжкой была повесть Войновича "Путем взаимной переписки". Веселая вещь, жизненная, так сказать. Читается с удовольствием и смешками. :) Прочитала еще рассказик "В кругу друзей". Отличный, как всегда. Приятно, что он с такой легкостью размазывает коммунистический бред.
Прочитала еще одну книгу Войновича - "Дело 34840". Это уже совсем не художественная вещь, а просто описание истории с попыткой его отравления КГБ, как все это случилось, как это пытались замять. Очень интересное чтиво, на самом деле. Некоторые персонажи предстают в весьма неприглядном свете, хотя про некоторых и сомнений не было на этот счет. Хорошо, что Войновичу дано описывать просто все что угодно отличным языком, даже какие-то текущие события.
Прочитала еще его рассказ "Иванькиада", тоже описание быта, на этот раз - борьба с управдомом за квартиру. Тоже по сути из этой же оперы, жизнь в цэцэцэпэ. Прочитала еще его «Открытые письма».
Наконец-то в мои загребущие руки попался «Чонкин»! Пока что первая часть, «Лицо неприкосновенное». Прочитала с большим удовольствием, иначе и быть не могло. :) Славное антисоветское творение! Хотя с трудом представляю себе обоснование запрета печати.
Прочитала еще сборник рассказов Войновича. Очень смешные про циклическое написание романа и дырявую память, про развитие жизни в объявлениях. Очень смешной под Набокова. А в конце были его стихи. Стихи у него тоже веселые. :)
Прочитала роман австрийского писателя Лео Перуца "Прыжок в неизвестное". Его творчество почему-то сравнивают с Гофманом и Кафкой. У Перуца произведения гораздо более легкие и развлекательные, по крайней мере, если судить по этому роману. А у Гофмана и Кафки можно взять любое творение и ни одно из них к развлекательному чтиву отнесено быть не может. Сюжет Перуц ведет аккуратно, начиная с разных сторон, образует небольшой клубок, который затем потихоньку разматывает. Но остается ощущение какого-то напрасного ожидания. Ждешь чего-то неожиданного, а вот уже и книжка кончилась. Сам стиль неплохой, может, слишком эмоциональный.
Прочитала очередной роман Лео Перуца. «Мастер Страшного Суда» - снова как бы детективная история, с небольшим нагромождением пафоса, напусканием тумана, в слегка несовременном стиле. Как обычно, в конце вся мистика объясняется чем-то земным. Для развлечения почитать можно, но не стала бы его относить к серьезным авторам.
Прочитала роман "Амстердам" с уверенностью, что когда-то раньше это уже читала. Автор - Иэн Макьюэн. Книжка, конечно, своеобразная. Хотя про старость, смерть, прошлое романы с таким настроением вполне логично писать. Все грустное, по идее, мне должно было понравиться, пишет более-менее, но все равно читаешь это как-то слишком ровно, для прохладного текста недостаточно изящно написано.
Прочитала еще его роман «Невинный, или Особые отношения». Отличная вещь, про туннель в Берлине. Околошпионский, но без бондианы, просто как работа. Написан очень хорошим языком, без затянутости, просто идеально.
Продолжение следует...
Наконец-то!!!!!
ОтветитьУдалитьМ.Д.
И не говори! :)
Удалить