07 января, 2013

Из окна видна даль (часть 2)

Продолжение...

Прочитала "Басню IX" Уильяма Сарояна. Про гусей. Смешно, что еще сказать. :)

Прочитала очередной роман своего любимца Йена Бэнкса "Бизнес". Эх... Не знаю, не очень мне понравился. Конечно, это не "Осиная фабрика", к счастью, здесь скорее обратная ситуация: слишком все просто. Да, может сама задумка неплохая, с очередной мировой закулисой, но по содержанию простовато. Может не стоило вести повествование от лица женщины, не знаю, уж очень гладко все выстроено.
 Прочитала очередной его роман про «Культуру». Это №5, «Эксцессия» (получается, что пока мне попадаются только романы с нечетными номерами). Эх, как же мне не хватало этого всего, космических кораблей, дронов и всего такого! Отличная вещь. Этот роман в некотором роде про любовь, смерть, смысл жизни и разум. Забавно у него читать, как люди взаимодействуют с другими живыми и неживыми существами. 
Прочитала еще рассказик Бэнкса «Лишний придаток», про щупальца и ромашку. Отличная иллюстрация слова «трагикомичный».
Прочитала роман Бэнкса «Мост», не из фантастический серии. Или скорее не из серии романов про Культуру, потому что в сюжете фантазийность есть. Но это скорее ближе к «Вожделеющему семени» по стилю, только гораздо более очеловеченная вещь. Одна из его самых сильных. 
И прочитала еще один роман – «Песнь камня». Тоже производит очень сильное впечатление. Время действия слегка неопределенно, потому что как-то сочетаются замки и машины. Начинается вроде как об одном, а потом внезапно все вдруг замыкается, причем не сразу понятно, что все так плохо закончится. Печальная вещь, но он очень хорошая. 

Прочитала роман Флобера "Воспитание чувств". Наверное, он относится к классике. Как-то долго не бралась за Флобера, потому что у него такое цветочное имя, ожидаешь, что у него будут какие-нибудь романтические воззвания, плавно переходящие в стихи. Но оказалось все гораздо прозаичнее. Роман интересно читать, чтобы узнать, как проходили дни у определенного круга людей в тогдашней Франции. Правда, время слегка нестабильное, с какими-то общественными разборками. Причем, судя по посттекстовым комментариям, Флобер очень много внимания уделил "исторической правде", кто где был в какой момент, чтобы его повествование не противоречило истории. Но, по-моему, это все излишне. Может его современникам и было важно, что герой идет по улице, занятой условно "красными", а не "синими", но нам, "живущим в постфрейдовскую эпоху, до смешного понятно", что из текста Флобера вообще не понятно, за что выступали те люди, кто был на чьей стороне, и что вообще происходило. И эта излишняя детализированность не того, что нужно, немного обескураживает. В остальном - да, очередной неплохой роман про любовь в чьем-то понимании, но не стала бы называть его шедевром. В общем, меня он слегка разочаровал.

И вот сразу после Флобера мне попался роман Бальзака "Блеск и нищета куртизанок", один из самых известных по названию, как мне кажется, и, что важнее, как раз почти про то самое время. И это еще одно разочарование. Роман большой, но возникает ощущение, что он слегка заказной. Сначала идет сюжет, криминальная история, махинации, с печальным концом. Но это только на треть книжки. А дальше начинается форменная скукота - описание судебной реформы, процесса, как все устроено в тюрьме. Полное ощущение, что правительство попросило популярного писателя описать дела в этой сфере, чтобы донести свои свершения до народа. Плюс еще Бальзак начинает пичкать читателей тюремным жаргоном, а это воспринимать совсем уж тяжело. В общем, с Бальзаком можно завязывать, теперь он мне не нравится. Еще были такие моменты, когда Бальзак описывает судьбу какой-то женщины, и то с ней случалось, и это, сразу думаешь: «Да, помотало-то по жизни эту 40-летнюю даму», а оказывается, что ей еще и 25 нет. Глаза на лоб лезут. 
Прочитала еще рассказ Бальзака «Неведомый шедевр». Рассказы у него явно лучше идут. 
А повесть «Обедня безбожника» скучновата. 
Зато романы «Онорина» и «Покинутая женщина» и рассказ «Поручение» читаются более-менее, все-таки про любовь ему лучше удается писать.

Прочитала рассказ Алистера Кроули "Всего лишь собака". Странный он тип, этот Кроули. Рассказ слишком короткий, чтобы его серьезно оценивать. Но стиль слишком пафосный. Больше всего порадовал комментарий в конце, что "по мнению исследователей, сюжет связан с отношениями Кроули с ххх...". Жутковато, когда какие-то исследователи будут копаться в твоем прошлом и выдвигать теории о твоих отношениях. 
Прочитала еще повесть «Недостойный». Жутковатая история, неприятно читать, как близкие люди начинают делать друг другу какие-то гадости, переходя все границы разумного. 
А вот рассказ «После грехопадения» слегка даже веселый.

Как-то было печальное настроение и захотелось перечитать чего-нибудь из творчества Гессе, выбор пал на роман "Петер Каменцинд", возможно, потому что редко его перечитываю. Вот отличное противопоставление Флоберу - вроде бы тоже про неразделенную любовь, но насколько это все по-другому написано. Хороший грустный роман.

Прочитала роман Шарлотты Бронте "Городок". Начинала читать его давно, еще в кофейне за обедами, но потом там книжка с полок исчезла, так что до конца дочитала уже с телефона. Пишет хорошо, очень хорошо сводит разные ниточки в один клубок, хотя все немного наивно и оптимистично, но не всем же книжкам быть печальными. Смешно, что Бронте так противопоставляет англичан всем остальным, иногда уж очень странно они себя ведут, выдавая такое поведение за норму и идеал (по книжке). В книжке действие происходит в Бельгии и Брюсселе, но я их не узнала.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий