30 августа, 2005

война

Еще про римлян... Время они отмеряли не так, как мы – день был от восхода солнца до заката, а ночь – от заката до рассвета, соответственно. И уже такие день и ночь делились на 12 часов каждый. Занятная система, правда? И также как у нас на работу некоторые ходят в костюмах, а на даче щеголяют в заштопанных тренировочных штанах (я может несколько утрирую, гм...), так и у римлян за городом носили простую тунику, а в приличные места приходилось надевать тогу – овальный кусок шерстяной материи двухметровой длины – с учетом климата это как раз как костюм в жаркий летний день, наверное. :)
Потом решила найти 12 Цезарей, а вместо этого наткнулась на «Иудейскую войну» Иосифа Флавия. Война как раз между иудеями и римлянами, временной промежуток – чуть раньше Плиния. Сразу бросается в глаза то, что войны вели совсем иначе – что такое войско в 1000 человек в наше время? Или когда по итогам целого дня сражений итогом является 12 человек убитых... Хотя по мере развития истории (а начал Иосиф не с самой войны с римлянами, а сильно раньше) и войска росли, и потери, и жестокость обращения. Еще мне очень нравится темп – подошел римский военный к городу и посылает к императору спросить, что с ним делать. И ждет ответа несколько месяцев. Здорово. :)
Все мы в детстве слышали истории про кипящее масло, а когда город в осаде, то и не такие идеи возникнут. Мне понравилось про то, что когда римляне долго осаждали город, наконец взяли его стены и тут обнаружили, что за время осады иудеи внутри выстроили еще одну стену за это время! И как римляне таранили стены, а изнутри одновременно к стенам прикладывали что-нибудь для того, чтобы нейтрализовать удары. И как римляне полезли на стену по настилу, а им сбросили сверху мокрую солому и они на ней поехали обратно – это же надо было придумать...
А еще странно немного то, что рассказ Флавия начинается еще временами до нашей эры и плавно переходит уже в нашу, но ведь разграничение приходится на момент рождения Иисуса Христа? Или я ошибаюсь? О нем ни слова вообще. Хотя Понтий Пилат упоминается, естественно. Вообще интересно обнаруживать людей, знакомых по библейским текстам. :) Да и у Плиния про христиан – только в конце, да и то мельком – мол, что делать с сектантами, которые, как ходят слухи, поедают младенцев и делают другие непотребные вещи?
Отношение к истории и религии у римлян и иудеев абсолютно разное. У иудеев вся история – как рассказы бабушки, в том смысле, что они действительно привязываются к реальным людям и есть ощущение, что все это действительно было. И как бы нет истории как таковой, это просто история семей. И религия это не набор абстрактных верований, а жизнь. А у римлян немного по-другому. Хотя тот же Плиний иногда и пишет «клянусь Геркулесом», но от этого Геркулес реальнее не становится. И их храмы и статуи не делают богов реальнее.
А расстроила меня книжка Флавия комментариями – я ожидала чего-то аналогичного комментариям к письмам Плиния, а тут комментатор немного странный: он пытается во всем увидеть класовую борьбу. Обидно.

4 комментария: