16 марта, 2015

И внезапно в вечность вдруг превратился миг (часть 1)

Давненько я не писала про книжки! Как будильник все время переводишь на "еще 10 минуточек", так и тут, все время себе говоришь, что еще вот эту прочитаешь, а потом напишешь. Но пробил час! :)

В прошлый раз остановилась на книжке Акио Морита "Сделано в Японии". Вообще это не художественная книжка, а автобиографическая, и я такие не очень-то люблю, поэтому когда мне ее предложили почитать, я слегка скептически к этому отнеслась. Но отказываться было неудобно, так что начала читать. И она оказалась шикарнейшей! Книгу написал основатель фирмы Sony. И уже в самом начале книги идет описание его юности, а пришлась она как раз на вторую мировую. И это ведь тот самый взгляд, которого мне не хватало для полноты картины! Сразу стало понятно, почему Япония вообще ввязалась в войну, и психология того, как они сражались. Очень интересно! Дальше идет описание зарождения фирмы Sony, и его тоже довольно забавно читать, потому что Морита может пару страниц описывать какую-то возникшую техническую проблему, с неплохим погружением в детали, а потом в одной строчке сказать, что все успешно разрешилось. Очень поучительно читать про развитие Японии, как они изменили свое отношение к взаимодействию со всем миром, как развили у себя конкуренцию, и к каким потрясающим результатам это привело. Интересны сравнения с другими странами, например, с Англией, где любители роз не могут переехать и занять крупную должность, потому что тут вот садик... И про визит в СССР, где с гордостью показывали какую-то технику в 80-х годах, можете себе представить ее внешний видок и технические характеристики, а в это время в Японии уже в 60-х годах распространено цветное телевидение! Ну и требования к удобству и эргономике устройств у нас и в Японии разительно отличались, нам их еще догонять и догонять. Очень интересно читать про различия в менталитете в плане отношения к работе. Книжка выпущена в перестроечный период, может быть что-то уже и изменилось с тех пор, но на тот момент в Японии по сравнению с нами был минимальный разрыв между рабочими и самым большим начальством - и по зарплатам, и по комфортности рабочих мест. Зарплаты росли не по должностям в штатном расписании, а по выслуге лет. Ты приходишь работать в фирму, она становится твоим домом и семьей - ты там работаешь спокойно до пенсии, без всяких метаний. А фирма заботится о тебе. И интересно, что когда человек приходит устраиваться на работу, то оценивают и принимают именно человека, а уже потом думают, как лучше использовать его навыки. Любопытны и схемы ротации, чтобы не было застоя, и все работали оптимальным образом. Еще удивительно для нас, что когда возникают кризисы в отрасли, например, технологии устаревают, то все предприятие целиком может перейти во что-то новое, и никто не оказывается за бортом. В общем, очень познавательная книжка!

В книжном магазине не смогла пройти мимо интригующего названия "Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете" Уильяма Индика. Тоже совсем не художественная, но читать очень весело. Основные направления в психологии изложены применительно к кинематографу, на примере фильмов описываются разные теории. И даже даются практические задания! Ну и интересно посмотреть на подборку упоминающихся фильмов. Это пособие именно для сценаристов, не знаю, насколько оно может помочь написать хоть что-то, но читать увлекательно. :)

Из давно купленных книжек еще добралась до "Бог ненавидит нас всех" Хэнка Муди, кхе-кхе. Не знаю, кто за него пишет (а вдруг знаю?!), но книжка довольно веселая. Про наркокурьера, но весьма жизнелюбивая и солнечная. :)

Может не очень уместно сейчас писать, но так уж получилось, что дочитала наконец "Кот без прикрас" Терри Пратчетта. Это была не первая моя попытка. Я понимаю, что писалось это с расчетом, что будет смешно, но меня это не веселит абсолютно. Я читаю ее с каменным лицом и ничто во мне не отзывается. Могу только недоуменно пожимать плечами, разводить руками и пощелкивать перстами... Пока что не мое.

И из купленного ранее прочитала еще роман обожаемого Иэна Бэнкса "Мертвый эфир". Гм... Ну, тоже не самая удачная книжка, хотя и не такой провал, как "Бизнес" (но ждешь-то "Мост"!..). Легкий детективчик, ничего серьезного... И отсутствие послевкусия.

Прочитала еще роман Курта Воннегута "Фокус-покус", причем читала я его в оригинале! И это так странно, что когда читаешь что-то, то складывается же определенное впечатление от языка писателя, а потом читаешь его на другом языке, а впечатление абсолютно точно такое же! Воннегут так пишет, что его действительно лучше читать на английском. Я его читала, и меня очень веселили его обороты типа "another 1", мне очень хотелось посмотреть, как это перевели. Зашла в книжный, нашла с трудом те места, где это должно быть, а нет там ничего! Просто замолчали, как будто никаких шуточек тут и нет. Вот это расстроило. Еще непривычно, когда глаз привыкает к именам собственным на английском, а потом ты их видишь на русском, и не сразу осознаешь, что это то же самое. Если брать сам роман, то процесс чтения сам по себе доставляет удовольствие. По сюжету "Колыбель" мне нравится больше, но в "Фокусе" очень веселая концовочка (с поправкой на Воннегута, конечно)! В общем, обожаю его книжки! (И порадовало в ней слово "legibly", своими явными латинскими корнями...)

Дали мне почитать фантастический роман Марины и Сергея Дяченко под названием "Vita nostra". По названию уже понятна легкая выпендрежность авторов. Для легкого чтива сойдет, конечно, но... Почему-то современные русскоязычные писатели не обладают яркой индивидуальностью (за исключением Сорокина), они пишут очень одинаково, поэтому я не особо их и читаю. По тексту не всегда понятны какие-то поступки героев, их мотивация. Поскольку это фантастика, то накрутили там много всего, с упором в словесные конструкции и филологию, приправив это все скрытыми смыслами, но все же слегка переборщили, на мой вкус. И контрастируют легкое начало с тяжеловесной концовкой, писать им что ли надело? В общем, не шедевр, но читать можно.

Продолжение следует...

2 комментария:

  1. Анонимный16 марта, 2015 12:55

    у ТП я бы посоветовала про плоский мир.

    ОтветитьУдалить
  2. да вот побаиваюсь... если даже такая безобидная кошачья тема не пошла...

    ОтветитьУдалить