03 августа, 2005

История...

Название несколько двусмысленное и при этом для тех, кто меня знает, необычным должны казаться оба значения, поскольку я и рассказываю ужасно (и поэтому редко это делаю), и историей как наукой не увлекаюсь... ;)
А все дело в том, что я читаю письма Плиния младшего (на самом деле письма я уже дочитала, а сейчас читаю комментарии к ним) и все это мне очень нравится!!! По-моему, Римская Империя - самое лучшее время прошедшей жизни человечества... Все больше в этом убеждаюсь, особенно после прочтения писем Плиния. Вообще сами эти письма довольно забавные, меня очень радует сама манера их построения. Хотя не знаю была ли это манера самого Плиния или вообще того периода, потому как сам Плиний знал, что его письма будут публиковать, и в примечаниях написано, что по этой причине он их приводил к такому очень литературному виду.
Вообще если так посмотреть - жизнь была такой же, если не считать некоторых аспектов - те же жалобы на ушедшие времена с великими и благородными людьми, на слишком напористую и потерявшую уважение к старшим молодежь, на лень и неблаговидные поступки отдельных современников, в общем, письма про работу, семью, друзей и знакомых, погоду и природу. :)
Письма проникнуты чувством юмора (некоторые особенно), правда латинский юмор - вещь весьма специфическая. ;)
А жизнь была не такая уж и "отсталая" - той демократии и жизни, на мой взгляд, остается только завидовать (мечтать, что и мы так будем жить, мешает реализм)... Да, были рабы, но сын раба мог и сенатором стать... И сам принцип довольно частой смены людей, занимающих какие-либо должности, хорош. Людей пронившихся наказывали, даже если они были сенаторами или занимали высокие посты. Руководители местностей заботились о том, чтобы снизить расходы горожан/жителей, защитить их от бед, строили бани, водопроводы и другие полезные сооружения... Следили за неправильным расходованием средств... Женщины, опять же, жили достаточно свободной жизнью - там феминисток бы не было. ;) Мне показалось еще забавным "право трех детей" - у многодетного по-нашему человека было больше прав. Адвокаты не имели права брать за свои услуги вознаграждение (только по окончании дела и то сумма была ограничена, и это была не плата, а именно награда - т.е. все было добровольно, а выступать бесплатно было почетно)... Да и к греческой культуре было очень уважительное...
Еще было совсем другим отношение к славе (хотя быть может это особенность именно Плиния...) - нам бы оно показалось нескромным и странным, хотя и скромность тоже была в почете, то есть эти два направления не противопосталялись друг другу, а прекрасно сочетались. И его обращение с друзьями в наше время выглядело бы слишком горячим и бурным, но ведь, по-хорошему, так и должно быть...
Увы, можно мечать, что в следующей жизни станешь, например, священной коровой, но вот мечтать, что станешь жителем Римской Империи бесполезно...

4 комментария:

  1. Очень интересно читать... ТВОЕ. :) А оригинал, наверное - большое собрание, да?
    После твоих слов как будто уже все знаю, но ты это тоже в библиотеке брала?
    И когда я доберусь до чтения более-менее исторической литературы...
    Хотя тебе, наверное, кто-то посоветовал? Так просто сложно, мне кажется, найти такое произведение.

    ОтветитьУдалить
  2. Точно, МОЕ. ;)
    Книжка довольно толстая. И не библиотечная, а домашняя. Раньше как-то почему-то не брала в руки... Мама начинала читать когда-то, сказала, что ей понравилось, но не дочитала... А взяла я ее в этот раз абсолютно случайно - захотела дочитать Божественную Комедию (эх, как мне стыдно, что я до сих пор ее не дочитала, хотя она мне очень нравится!..), мне как-то казалось, что я ее видела на книжной полке... Вытащила - оказалось не то, что я искала, но то, что нужно! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я тоже обратила внимание на отношение к славе. Хорошо, что ты напомнила. Для меня по-прежнему актуально.

    ОтветитьУдалить