25 ноября, 2010

И куда-то все подевались вдруг (часть 3)

     И снова здравствуйте! Продолжаю разгребать тонны прочитанного чтива. :)
     Между прочим, в прошлый раз я остановилась на весьма интересном рассказе. В очередной раз меня порадовал Энтони Берджесс, причем в этот раз - очень развеселил. Рассказ "Муза" вообще стоит прочитать, но особенно повеселятся (или поржут?) те, кто натыкался на разные истории про то, что Шекспира не было, или был, но за него все писали, а сам он только ложки умел считать. В какой-то степени можно этот рассказ даже считать образцом идеальной фантастики. :)
     Прочитала еще рассказы Уильяма Сарояна "Человек с французскими открытками", "Вельветовые штаны" и "Поездка в Ханворт". Собственно, можно это было написать в первой части, когда я писала про другой его рассказ, но почему-то в ридере они стояли не рядом. А так все изложенное там верно и применимо и к этому рассказу. :) Хорошая проза от человека с добрым сердцем (по крайней мере, пишет он как-то по-доброму).
     (У нас проходит акция "закончи каждый абзац смайликом!") :)
     Удивительное дело, но я добралась до романов Пелевина. Перед этим в последний раз я его читала в 90-х ("Омон Ра" и "Принц Госплана" точно, может что-то еще, рассказы какие-то, не помню). В общем, с ним было все ясно. Потом началось какое-то повальное увлечение Пелевиным и мне показалось благоразумным слегка переждать. Сейчас мода на Пелевина не то чтобы прошла, но по крайней мере какие-то произведения уже наверное прочитали все. Сначала мои загребущие руки добрались до романа "Чапаев и пустота". И как-то я была разочарована. Да, есть какой-то сюжет с намеком на глубину и безумные идеи. Но на самом деле идеи довольно поверхностные, и притом много раз уже многими обдуманные. Чувствуется какая-то натужность в изложении, нет легкости слова. Когда нужно что-то состыковать, то явная подгонка текста к этому шву видна просто невооруженным взглядом. И есть там одна-две фразы, которые писать было нельзя, просто нельзя. В общем, пустота, а не роман. И мое мнение о Пелевине осталось прежним - если он считается супер-писателем современности в России (а ведь в финалах всяких литературных конкурсов светится непременно), то что же у нас вообще с литературой-то творится? По крайней мере, без эффекта "шока" пишет он так себе.
     (Акция провалена.)
     Откопала нового для себя писателя по имени Фридрих Дюрренматт. Писатель швейцарский, и это чувствуется, понимаешь, что вроде есть что-то немецкое, но не совсем немецкое, а где-то рядом. Прочитала роман "Лунное затмение", неплохой весьма, с психологической точки зрения. Умеет он аккуратно вести повествование, постепенно нагнетая обстановку, причем без какой-то искусственности. Вот такие произведения действительно дают пищу для размышлений, не то что у некоторых... Прочитала еще его роман "Правосудие". Он немного с детективным оттенком, но порадовало меня другое. Когда читаешь эту книгу, потихоньку замечаешь, что стиль изложения становится все хуже и хуже. И в какой-то момент начинаешь думать - ну все, исписался, значит... (Вспоминается сразу Т. Толстая и ее "Кысь", которую я не представляю, как можно дочитать до конца, хотя начинается все бодренько...) И только дочитав до конца узнаешь, что вот это ухудшение языка - запланированное. А ведь способность управлять даже качеством своего повествования - это ведь показатель очень высокого уровня писательского мастерства. Еще прочитала его роман "Судья и палач" - вот это уже действительно детектив, но тоже не любительского уровня. Приятно видеть, как настоящий умелец закручивает сюжет, а потом медленно раскручивает, поощряя читательское любопытство и догадливость. Очередное прочитанное произведение - пьеса "Подельники". Хотя это и пьеса, но действующих лиц не так много, поэтому читается совершенно легко. Но воображение у Дюрренматта - будь здоров, даже во сне такое не приснится (будем надеяться). Жутковатая вещица, просто из-за своей печальности. Следующая на очереди - его пьеса "Операция "Вега"", немного повеселее, потому что уже не с криминальным уклоном, как "Подельники", а с фантастическим - космический корабль, другая планета и все такое. Кому-то, конечно, она может показаться грустной из-за ярко выраженного "куда катится этот мир?", но можно считать, что это просто немного романтики. :) Прочитала роман "Ущелье Вверхтормашки", это вроде бы последняя его книга и это чувствуется. Читается просто с открытым ртом, потому что необычность этого романа завораживает. Сложно даже выражать свое восхищение - просто некоторые вещи просто так не пишутся. Прочитала его повесть "Зимняя война в Тибете" - тоже довольно необычная вещь, но более приземленная. Чем-то напомнила "Уловку-22", точнее персонажа Милоу. И последнее его произведение - "Бунтовщик". Начинается как сказка, а потом становится все страньше и страньше. Здорово, когда есть способность не просто напридумывать что-то, но еще и увлечь за собой. И не на примитивном уровне. В общем, отличный оказался писатель. :)
     Снова вклинивается Том Шарп, на этот раз с романом "Флоузы". И я ведь поняла, что уже читала его раньше, но было поздно. Опять эта тошнотворная притянутость за уши, неспособность продумать сюжет целиком, чтобы к нему не было никаких вопросов (хотя бы с точки зрения логики и здравого смысла), осязаемая глупость и пошлость и все прочие прелести его писательского таланта. Не советую тратить время на эту ерунду.
     Прочитала рассказы "Убийцы" и "Добавьте немного жалости" Питера Устинова. Раньше меня всегда смущало имя этого человека, наводило оно на какие-то ассоциации, далекие от литературы. А рассказики неплохие, есть своя задумка и автор аккуратненько плетет свое повествование, в классическом стиле.
Прочитала еще одну книгу Йэна Бэнкса - "Улица отчаяния". Хотя по привычке ждешь (и слегка побаиваешься) от него чего-то шокирующего, в этот раз все обошлось. Весь даже мирный такой роман, немного грустный, но по-хорошему грустный, вроде как даже с оптимистичной концовкой, хотя там и по ходу действия все не так плохо, если вдуматься. Немного романтичный роман. И напоминает фильм про Йена Кёртиса, но без всего трагичного. Хорошо Бэнкс пишет, запоминается его проза.
     На этом временно прощаюсь. Ведь и это еще не все! :)
     Не скучайте! ;) И не мерзните. :)


4 комментария:

  1. Заинтриговала своим отзывом на Пелевина! :)
    Я даже не поленился, и зачитал двух конкурентов, лидеров этого психосоматического обзора.

    "музы" - интриги никакой, все очевидно с самого начала. Описания героев и местности настолько абстрактные, что мне не хватило воображения представить. Хотя некоторые гнусные моменты прорисованы ярко, но почему-то не смешно.

    Ущелье ввертормашки выглядит поинтересней в плане сюжета, но тут обратная сторона - сюжет выглядит катастрофическим бредом. Это не всегда плохо. Хорошо, когда есть разухабистость (тут она есть), яркие персонажи (они тут встречаются). Но в сумме все-равно скучновато.

    СИ

    ОтветитьУдалить
  2. Да, я почему-то думала, что Пелевин тебе нравится. :)
    Что зачитал - это ты крут! :)
    Бёрджесс просто в принципе такой буйной фантазией обладает, именно в плане построения какого-то нереального мира. Понятно, что в рассказ много не влезет. Может, он вообще его тупо на коленке написал, потому что попросили что-то сказать на эту тему. Так что для полного знакомства лучше его большие вещи читать.
    Гнусных моментов уже не помню...
    Вверхтормашки просто пропитаны этим бредом. :) Но не до полного безумия. :)
    И так получается, что из-за общего разрыва на отдельные сообщения, не получается составить какой-то общий рейтинг что-ли.
    А ты старые сообщения читаешь? Или только новые?

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный10 января, 2011 16:33

    поддержим начинание.
    :-)

    ОтветитьУдалить