11 июля, 2016

I remember you, do you remember me? (часть 1)


    Очень уже давно не писала о прочитанном. Пора исправляться!

    Первой книжкой, которую я начала сразу после прошлого поста о книгах, была совершенно улётная вещь - "Электропрохладительный кислотный тест" Тома Вулфа. Она не художественная, про сообщество, которое возникло вокруг Кена Кизи в шестидесятых годах. Кизи был одним из тех, кто участвовал в экспериментах на тему того, как влияет лсд на восприятие. И предполагалось, что испытуемым будут давать простые задачки в обычном их состоянии, а потом под лсд, и будут смотреть, насколько всё ухудшается. А вместо этого под кислотой у подопытных кроликов внезапно открывалось понимание того, насколько вообще ерундовы и не важны эти задачки, появлялся сверх-разум. И вот после всего этого возникает небольшая коммуна кислотников, которые живут вместе и регулярно что-нибудь употребляют. При этом во время таких вечеров-ночей оказывалось, что между участниками возникает необъяснимое единение - они думают об одном, могут друг за друга продолжать мысли, то есть это такое коллективное сознательное. И весь фокус в том, что быть в состоянии этого единения ("быть в автобусе") можно было и ничего не употребляя. И приводился даже пример абсолютно такого же состояния, причем я поняла, о чем он, еще до того, как его назвали в явном виде. И речь идет про "Путешествие в страну Востока" Германа Гессе, после этой отсылки книжка мне стала нравится еще больше. Эта коммуна Кена Кизи потом стала разъезжать на автобусе по стране, автобус был раскрашен самым веселым образом, и в разных местах они устраивали концерты. И всё путешествие снимали на камеру. Причём, конечно же, со всевозможными звуковыми и световыми спецэффектами, как и на концертах. Обычно перед концертами зрителям давали пунш с кислотой, а потом наслаждались чувством единства. Еще там было довольное интересное описание того, как в Америку приезжала группа Beatles, и что на их концерте такого не получилось, не очень душевно было. И еще с "Весёлыми проказниками" тесно общались Ангелы Ада, довольно забавно. Потом все развалилось - власти стали преследовать Кизи за пропаганду, он сбегал в Мексику и всё закончилось не очень хорошо. Текст написан очень хорошим языком, такое ощущение, что сам настраиваешься на эту же волну, тоже ощущаешь себя Весёлым проказником из автобуса, там очень веселые игры с текстом, шрифтами, потоком слов. И каждый раз потом, когда я видела в метро рекламу, где было слово "манифест", отвечала паролем-отзывом "А ты пройдешь кислотный тест?". В общем, очень впечатляющая книга. Цитаты из неё: "Смотри ушами, а слушай глазами" и "Он производил впечатление весьма учёного... плюшевого мишки".
    И может показаться, что это просто очередная книжка про вещества, из удачных, а если не увлекаешься этой темой, то это от тебя очень далеко. Но на самом деле этот эффект единения в жизни наблюдается очень часто (хотя не знаю, конечно, у всех ли или только у меня). Я имею в виду письменную переписку в режиме онлайн. Мы привыкли к диалогам из книг, к перепискам в письмах. В книжных диалогах все реплики идут по порядку, аккуратные и вычитанные. В переписках обычно читают весь поток информации, обрабатывают в голове, а потом уже пишут ответ, пытаясь сделать его связным. Личное общение я сейчас не рассматриваю, потому что там много невербального. И вот появился обмен сообщениями почти в реальном времени, ты получаешь сообщение, сразу пишешь ответ, все вперемешку, несколько тем одновременно, и ты оказываешься на одной волне со своим собеседником, понимаешь его, даже если там опечатки, пропущены слова (даже важные, полностью изменяющие смысл высказывания). И эта магия действует только здесь и сейчас - завтра или через неделю ты откроешь эту переписку и поймешь уже совсем не все, и настроения этого не будет, и вообще будет казаться, что был какой-то еще канал обмена сообщениями, без которых сейчас все воспроизвести невозможно. И разве это не удивительно?

    Так получилось, что еще разок перечитала письма Льюиса Кэрролла. В детстве эта книжка была зачитана до дыр (ну почти). Забавно, что читалось абсолютно точно так же, как и раньше - как мне раньше не нравился раздел с одной логической игрой, так и сейчас не пошёл.
    Прекрасно он пишет, что уж там. Насладитесь (не буду приводить старые добрые к.чан к.пусты и про старушку с крючковатыми глазами и тёмно-синим носом и пр.):
"Как часто, должно быть, тебе бывает нужна булавка! Например, ты заходишь в лавку к булочнику и говоришь:
- дайте мне, пожалуйста, самую большую плюшку, какая у вас только есть за полпенни.
Булочник тупо смотрит на тебя и не вполне понимает, что тебе нужно. Как удобно иметь под рукой в таких случаях булавку! Ею можно уколоть булочника в руку и сказать:
- а теперь пошевеливайтесь и не смотрите на меня так тупо, болван!"
    По-моему, эту книжку можно читать и перечитывать, перечитывать, перечитывать... В этот раз, кстати, встретила там и один серьёзный вопрос. Цитата звучит так: "Возможно, о любых двух людях можно сказать, что, если бы каждый из них все глубже проникал в мысли другого, то любовь рано или поздно зачахла, - не берусь судить с уверенностью. ". Мне она кажется немного спорной, точнее, я придерживаюсь противоположной точки зрения. :) Мне кажется, что это так интересно, погружаться в чужие вселенные мыслей...

    Прочитала еще один неожиданный роман Ремарка - "Станция на горизонте". Он был в чём-то похож на "Гэм", но насколько "Гэм" женский, настолько же этот роман мужской. Но все метания главного героя очень понятны - сбегание от отношений, гонки, увлечения, мысли о жизни, о том, что важнее и нужнее. И как оказалось, оба эти романа написаны в близкое время - "Гэм" в 1924 году, а "Станция" - в 1927. Славное начало двадцатого века, когда вроде и появились уже автомобили, но при этом еще сохранилась вся романтика женщин в шляпках. Ну разве не мило сказано: "Встречались смелые женщины, что расхаживали в клетчатых бриджах в обтяжку и не испытывали стыда, зато сеяли его за собой."? Кстати, про гонки написано весьма подробно, так что любителям специализированного чтива эта книжка тоже подойдет. Интересно узнать, что в те времена для поездках на автомобиле надевали специальный пыленепроницаемый комбинезон. Вообще, книга очень романтическая, для таких романтиков, как я. Не могу читать и не цепляться за фразы "Логически мыслить - это, по-моему, правильно, а логически жить - нет", "Не стоит беспокоиться о том, что ты думал вчера". Ну и основа в вопросах ухаживания: "Чтобы не спугнуть излишней и не расстроить недостаточной решительностью". :) Очень понравилось еще рассуждение про возраст: "Странная вещь: чувство долга бывает у человека до двадцати пяти и после тридцати пяти лет, - в первый раз на почве идеализма, потом - из практических соображений. Промежуток - это время капризов и безрассудных идей". Что же, немного мне осталось безрассудствовать. :) Из метафор больше всего зацепила фраза "чемодан наелся вещами", а из необычных слов - "Поселянин, возделывающий свое поле, более честен и правдив, а может и быть, героиней". В общем, нравятся мне ранние романы Ремарка.

    Прочитала зачем-то роман Пелевина "Священная книга оборотня". Вроде бы он был довольно нашумевшим когда-то, но вот смотрю, хоть за него никакую премию Пелевину не дали, и то хорошо. Написано скучно, нудно и с чрезмерным пафосом (в точности как этот отзыв).

    Совершенно неожиданно открыла для себя очень необычного писателя по имени Альфред Бестер. Хотя его творчество скорее всего относится к фантастике (или фэнтези? не сильна в этой терминологии), чем-то он похож на Кроули (да, в любой непонятной ситуации сравнивай с Кроули...) по своему стилю. Только он более холодный. Но не менее безумный. Прочитала сразу очень много его вещей (ладно, не сразу, по очереди). Началось с романа, написанного совместно с Роджером Желязны (до которого я все никак не дойду) - "Психолавка". Уже по круговороту в нем стало понятно, что писатель очень любопытный, любит играть со временем и личностями. Очень понравился роман "Ад - это вечность", про персональные ады. Славная тема. :) И очень понравился роман "5271009" - вот это настоящий сумасшедший дом! Перескоки с одного на другое очень тонкие и внезапные, с сохранением символов и сломом смысла, прекрасная вещь. Роман "Дьявольский интерфейс" читать интересно, но все уже не так, он про команду персонажей и немного предсказуемый. Довольно смешной "Вы подождете?", про дьявола, в подборе тем тоже связь с Кроули есть, кстати. Ну и практически обычные фантастические вещи - про перемещения во времени ("О времени и Третьей авеню"), предсказания ("Бешеная молекула"), мировые катастрофы из-за одного человека ("Адам без Евы") и роботов ("Божественный Фаренгейт"), они такие, какими обычно фантастику и представляешь, а потому немного скучные.

    Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий